Отчет

Отчет о конференции “Сигнальные системы” 2023

В Москве состоялась междисциплинарная конференция “Сигнальные системы”. Организатором выступила Галерея Краснохолмская (Объединение “Выставочные залов Москвы”).

На конференции обсудили вопросы мультимодального восприятия и коммуникации, каждый день конференции был посвящен одной из сигнальных систем, а на финальных дискуссиях участники подвели итоги.

В конференции приняли участие художники, исследователи культуры, ученые и инноваторы. Партнерами конференции выступили: Сколтех, Институт физиологии им И.П. Павлова РАН, Искусство и наука / Art & Science – Университет ИТМО, Инициатива «Наука как искусство», Фонд поддержки слепоглухих – «Со-единение», Лаборатория научного кино 2.0.

Открывала конференцию дискуссия “Перцепция. Медиа. Арт”. Междисциплинарность исследуемых в конференции вопросов была подчеркнута обсуждением научных подходов с позиций искусства. Исследователи медиа арта и художники Наталья Федорова (куратор Фестиваля технологического искусства 101, преподаватель магистерской программы Art & Science Университета ИТМО), Анна Толкачева, Андрей Черкасов пришли к выводу, что медиасенсорика все более включается в инструментарий художника, поскольку современному зрителю действительно важно, особенно в постпандемийное время, воспринимать искусство на разных уровнях, даже через неочевидные сенсорные воздействия. Также участники дискуссии высказались по теме перцепции в направлении медиапоэзии в подкасте 3,14 Art&Science https://3-14.mave.digital/ep-12

В дискуссии “Речь” эксперты обсудили возможности и ограничения речи. Поэт, исследователь, филолог Максим Дремов и к.б.н., научный сотрудник лаборатории психофизиологии речи Института физиологии им. И.П.Павлова РАН, заместитель руководителя НОЦ “Социальные и биологические основы инклюзии”, логопед, специалист по альтернативной коммуникации Анна Балякова, исследователь, куратор Мария Шаронова обозначили, что функции речи претерпели изменения, изменилась скорость, время концентрации на сказанном, а также появился дополнительный функционал: речь сегодня может служить для диагностики нейродегенеративных заболеваний, а основные перемены в речи произошли в регистре публичности.

В дискуссии “Слух” эксперты подчеркнули близость артистической и научной позиций в исследовании пространственного слуха/звука. Композитор, медиахудожник Олег Макаров (ЦЭАМ), к.б.н., научный сотрудник лаборатории физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова, Варвара Семенова, художник, исследователь, доцент московской консерватории имени П.И.Чайковского, Ольга Бочихина сделали выводы о необходимости научного анализа саунд-арт проектов. Дискуссия сопровождалась концертом, на котором вступили Олег Макаров, Евгений Кузин и Асомния. 

На встрече “Жест”, которая проходила в формате перформативного разговора, исследователь культуры, преподаватель философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Мария Кобринец, художница танца Дарья Плохова, к.б.н., научный сотрудник лаборатории физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова Варвара Семенова и танцевально-двигательный терапевт Александра Налетова высказались о интердисциплинарности понятия “жест”, о ведущей роли жеста в коммуникации. Дискуссию предваряла перформативная программа Павла Плеханова, в которой участникам было предложено осмыслить феномен жеста действием. В рамках сессии Андрей Черкасов представил продолжение проекта “Идеограммы” — совместную работу с переводчиком Кристиной Гореловой о форме жестового языка

В сессии “Обоняние” к.б.н., нейробиолог, ведущий научный сотрудник лаборатории генетики высшей нервной деятельности Института физиологии им. И.П. Павлова РАН Татьяна Зачепило, специалист в области нейросенсорных исследований Никита Букреев, д.м.н.,профессор кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации Сеченовского Университета, академик академии медико-технических наук Инесса Миненко и интердисциплинарный художник и исследователь Анна Кабирова, создающая ольфакторные скульптуры, обсудили рост интереса к ольфакторике.Так, активизация в работе с ароматами, запахами наблюдается и в искусстве, и в инновационных проектах, —- в новом времени все больше посетителей культурных площадок готовы коммуницировать с искусством через ароматы. Такой же всплеск инноваций наблюдается и в поле технологий, так, Никита Букреев, исследователь ольфакторики, генеральный директор Сенсорилаб представил инновационное устройство — генератор запахов NeuroAIR. В ходе встречи были представлены проекты сайнс-арта в области ольфакторного восприятия в соавторстве ученых и художников: To bee (Татьяна Зачепило, Наталья Федорова и Елена Никоноле) и One artsapiens ID (Анна Кабирова и исследователи Центра нейробиологии и нейрореабилитации, вчастности,  руководитель исследовательской группы Центра прикладного искусственного интеллекта Максим Шараев, Сколтех). В рамках сессии художница Анна Кабирова совместно с фондом ”Со-единение” и арт терапевтом Нелли Галиас провели со слепоглухими людьми встречу-исследование со слепоглухими людьми, в результате были созданы графика и скульптуры как отражение композиций запаха, предложенные художницей. 

Встреча экспертов в теме “Вкус” прошла в формате перформанса “Еда как сообщение” (автор перформанса Елизавета Тюлюбаева). Эксперты дискуссии Вера Лагутенкова, живописец, искусствовед, дизайнер и художник Ольга Арсланьян определяли вкус как физиологическую, так и эстетическую категории. Участники дискуссии пришли к выводу, что тема вкуса как сигнальной системы требует внимания и поддержки от культурных институций в создании лабораторных проектов по развитию темы вкуса для формирования почвы к созданию новых арт-проектов, средством высказывания в которых станет вкус.

В результате дискуссии “Осязание”, стала очевидной динамика в восприятии прикосновения в человеческой культуре. Появление значительного количества тактильных работ среди проектов перформанс-арта, медиа-арта, а также количество научных исследований в области передачи тактильного сигнала. Так, в рамках встречи были представлены технологии нейронального очувствления (совместный проект Сколтеха и компании Моторика). Спикеры: Гурген Согоян, исследователь Центра нейробиологии и нейрореабилитации им. Владимира Зельмана, Сколтех, Людмила Алябьева, историк моды, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ и Елена Деми-дова, медиахудожник, куратор исследовательского проекта “MEDIABODYMEDIA” сошлись во мнении относительно наблюдающегося в прогресса в науке и в проектах научно-технологического искусства в теме осязания. 

В дискуссии “Зрение” приняли участие Михаил Лебедев, нейрофизиолог и разработчик нейрокомпьютерных интерфейсов, профессор мехмата МГУ. Главный научный сотрудник Института эволюционной физиологии и биофизики РАН в Санкт Петербурге; Андрей Демчинский, ведущий эксперт в области биоинженерных систем для восстановления зрения, к.мед.н., руководитель проектов АНО «Лаборатория «Сенсор-Тех», руководитель проекта «Мозг/VR», директор стартапа компании NOE; художник, Дарья Мартынова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель СПбГУ, Университета ИТМО. Эксперты обсудили прорывные технологии, которые сегодня наблюдаются в теме “зрение” — это и  бионические импланты, в том числе российскую разработку ELVIS V,  и технологии компьютерного зрения. Были продемонстрированы арт-проекты, построенные на эффектах и артефактах, связанных с оптическими иллюзиями, а также опирающиеся на нейробиологические подходы, такие как сенсорное замещение. 

В сессии “Сигнальные системы. Обмен” экспертами Еленой Огородниковой, к.б.н., заведующей лабораторией психофизиологии речи, руководителем образовательного центра НОЦ «Социальные и биологические основы инклюзии» Института физиологии им. И.П. Павлова РAН); Андреем Демчинским, ведущим экспертом в области биоинженерных систем для восстановления зрения, к.м.н., руководителем  проектов АНО «Лаборатория «Сенсор-Тех» и  проекта «Мозг/VR», директором стартапа компании NOE, художником; Ириной Актугановой, искусствоведом, куратором, музейным проектировщиком, специалистом в области технологического искусства, сайенс-арт, научной популяризации средствами искусства, руководителем проектов взаимодействия науки и искусства Новая Антропология и Лаборатория технологического искусства на базе Института физиологии им. И.П. Павлова РAН); Натальей Соколовой исполнительным директором Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» были обобщены выводы о динамичном развитии в международном контексте и в российской науке исследований сигнальных систем, сенсорных систем, о появлении новых инновационных проектов на базе таких исследований, а также о увеличивающейся роли сенсорики в поле искусства, о появлении культуры восприятия искусства через различные комбинации этих систем, а также о инклюзивных проектах, в которых подчеркнута важность специфики восприятия через мультимодальные подходы. 

В рамках сессии состоялась лекция нейрофизиолога и разработчика нейрокомпьютерных интерфейсов Михаила Лебедева «Мозг. Как мы чувствуем?», в которой были представлены возможности для художников приблизиться к теме сигнальных систем и исследования, связанные с каждой из систем. Эта лекция, по сути, является энциклопедией по работе с физиологией человека для художника  работающего в направлении научно-технологического искусства. Свой взгляд на исследования сенсорных систем представила и Юлия Киселева, режиссер научного кино. Юлия показала отрывки из фильмов о нейробиологии. 

Завершила конференцию сессия “Коммуникация”. Художники, исследователи искусства: Ксения Федорова PhD, к.филос.н., доцент Лейденского университета (Нидерланды), автор монографии Tactics of Interfacing: Encoding Affect in Art and Technology (MIT, 2020), соредактор книги «Медиа: между магией и технологией» (2014); художник, куратор, преподаватель, пионер российского медиаискусства, участник группы “Электробутик”, куратор Электромузея и галереи Краснохолмская, преподаватель медиа- и технологического искусства в Школе Родченко и НИТУ МИСиС Алексей Шульгин; Дмитрий Сошников к.ф.м.н., доцент МАИ и НИУ ВШЭ, технический руководитель лаборатории ИИ в Школе дизайна НИУ ВШЭ, ранее ведущий эксперт по машинному обучению и искусственному интеллекту Microsoft, художник и Евгений Лукута, художник, исследователь новых медиа, преподаватель образовательных программ магистратур «Цифровое искусство» в ДВФУ и «Технологическое искусство» Университета МИСИС выразили надежду на развитие технологических решений в части коммуникационных возможностей человека. Обсудили влияние нейросетей на коммуникацию между людьми, которая проявляется и в арт-проектах, и в человеческом общении, в том числе, через социальные сети. Эксперты отметили возможности и угрозы, о которых говорят художники в проектах о коммуникации человека с человеком и человека с нечеловеческими агентами. 

Итак, в ходе конференции была предложена к обсуждению гипотеза о кризисе коммуникации, проблемах в понимании друг друга людьми, попытку ускользнуть в коммуникацию с нечеловеческими агентами. Ученые, художники, исследователи культуры не подтвердили гипотезу о кризисе, однако, подчеркнули, что коммуникация претерпела изменения и будет меняться в дальнейшем. Так, появляются новые возможности для передачи сообщения, такие как трансляция сигнала “мозг-компьютер”; предсказательные возможности нейросетей; технологии отслеживания внимания через ай-трекинг нейроинтерфейсы; передача информации о биологических показателях организма через носимые устройства — все это также является способом передачи сообщения и в конечном счете, коммуникацией. Эксперты подтвердили возросшую активность в среде медиа- и научно-технологического искусства в контексте коммуникации и медиасенсориума. В большинстве арт-проектов проблемы коммуникации представлены как кризис информационного общества. Возможно, это те маркеры, на которые стоит обращать внимание. Но сегодня, как утверждают эксперты, на каждую проблему коммуникации появляется новое решение, в том числе технологическое. 

Модераторы дискуссий: Станислав Миловидов, медиаисследовать, преподаватель Института медиа, НИУ ВШЭ, Андрей Черкасов поэт, художник, издатель, преподаватель экспериментальных поэтических техник на стыке поэзии и современного искусства, Алексей Шульгин художник, куратор, преподаватель медиа- и технологического искусства в Школе Родченко и НИТУ МИСиС, почетный доктор Гетеборгского университета, Павел Плеханов междисциплинарный художник, исследователь, перформер, Екатерина Щербакова-Торчилевская культуролог, арт-продюсер, специалист в области технологического искусства, Ксения Маликова искусствовед, независимый продюсер, художник, Елена Балакирева, художница, специалист КВК «Ботанические Оранжереи» музея-заповедника Архангельское, Яна Шклярская, искусствовед, куратор, директор выставочного отдела ГДМ, Яна Малиновская, искусствовед, куратор, исследователь, аспирант НИУ ВШЭ «Искусствоведение и дизайн», магистр философии, магистр теории и истории искусств.

Текст: Елена Деми-дова, куратор конференции “Сигнальные системы” 12-23.04.2023