Интервью с куратором конференции «Сигнальные системы» Еленой Деми-довой

Елена Деми-дова

Как пришла идея создать конференцию «Сигнальные системы»?

Тема технологий, формирующих новые сенсорные системы интересовала меня с 2013 года, еще с проектов Лаборатории медиапоэзии, позже в проекте «Транскрипция шума» мы смогли создать совершенно авангардные интерактивные технологические объекты, которые можно было воспринимать разными органами чувств обособленно, и основными в нашем эксперименте были отнють не зрение и не слух. Каждый год в проекте MEDIABODYMEDIA мы исследовали тему мультисенсорной коммуникации, мультимодального восприятия. И вот появилась возможность и необходимость обсудить это в более практическом ракурсе.

Как вы знаете, конференция «Сигнальные системы» посвящена вопросам мультисенсорного восприятия и коммуникации, и первая в 2023 году была приурочена к выставочному проекту «Пространство сообщения. От знака до ощущения», а в 2024 к выставке «Хаптика. Осязаемый мир». В прошлом году мы уделили внимание всем сигнальным системам, а в этом году поднялись на новый уровень сложности: эксперты конференции затронули темы транскрипции и перевода стимулов одной сенсорной модальности в другую (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус), особенностей восприятия, обсудили и эффект синестезии, в том числе эффект искусственной синестезии, создаваемой с помощью новых технологий в художественных, инновационных и научных проектах. Так, идея создать конференцию «Сигнальные системы» возникла из стремления создать сообщество из представителей различных дисциплин — науки, искусства, инноваций вокруг темы восприятия и коммуникации для эффективного изучения этого феномена — технологизированной мультисенсорности. Конференция призвана стать междисциплинарной площадкой для обсуждения актуальных вопросов будущего в культуре и искусстве через призму научного знания и технологических инноваций. Я считаю, что конференция «Сигнальные системы» — своего рода система получения визионерских инсайтов.

Возможно, в ближайшее время, мы увидим множество мультисенсорных произведений?

Я считаю, что развитие электроники, робототехники и нейросетей будет оказывать все большее влияние на искусство в ближайшие годы, особенно в контексте мультисенсорности. Мы уже сейчас наблюдаем появление множества интерактивных и мультисенсорных художественных проектов, использующих новейшие технологии. Работы не просто интерактивны, они взаимодействуют со зрителем-воспринимателем через конкретные сигнальные системы, можно сказать, прицельно. Это говорит о растущем интересе художников к мультисенсорным эффектам. Кроме того, развитие нейросетей открывает новые возможности для генерации художественного контента. Уже сейчас проводятся конкурсы для художников арт-сайнс, арт-тех направлений по созданию проектов с помощью нейросетей. А обилие технологических фестивалей, доступность кружков по робототехнике сделали технологии близкими и понятными, так, молодые авторы сегодня легко решают задачи проектирования и создания сложных мультисенсорных работ.  А в будущем мы можем ожидать появления еще более хитрых искусственных сенсоров и датчиков, что в купе со все более сложными нейросетевыми и робототехническими системами станет идеальной почвой для появления мультисенсорных произведений искусства еще большей глубины и проработки. Искусство будет все теснее связано с технологиями и наукой.

Что в этом искусстве привлекает зрителя-воспринимателя?

Хороший вопрос! Зритель почему-то готов к восприятию мультисенсорных произведений, возможно, здесь свою роль сыграла пандемия, именно в это время весь мир одновременно осознал, как важны и другие органы чувств, которые еще пока слабо поддаются оцифровке, в отличие от зрения и слуха. Важна так же интерактивность и вовлеченность зрителя. Сегодня за зрителя борются все: культурные институции, медиа… Фактор физического контакта с произведением здесь может играть в пользу мультисенсорных проектов в отличие от цифровых. Мультисенсорные арт-объекты и инсталляции позволяют зрителю стать активным участником, взаимодействовать с произведением, влиять на его восприятие. Это создает у зрителя ощущение личной причастности и эмоциональной вовлеченности.

Что еще? Новизна ощущений. Мультисенсорные проекты открывают возможность испытать необычные ощущения, возможно даже приблизиться к синестетическим ощущениям, доступным ранее лишь настоящим синестетам (эффект синестезии — раздражение одного органа чувств вызывает отклик в другом). Это расширяет границы восприятия и производит сильное впечатление на посетителей мультисенсорных проектов.

Ну и технологичность! Молодые посетители выставок сегодня понимают язык технологий, и художник говорит с этим новым зрителем на общем для них языке. Использование новейших достижений в электронике, робототехнике и нейросетевых технологиях в искусстве вызывает интерес и восхищение. Зрители почему-то хотят увидеть, как технологии применяются в творческих целях.

А так же нельзя сбрасывать со счетов и эстетический поворот. Будто лишенные концептуальной остроты, когда вся соль работы — в ощущениях, эти работы начинают накапливать новый эстетический потенциал: особенная эстетика для визуализации звука, какая-то невероятная эстетизация ольфакторных (запах) скульптур. Многие мультисенсорные работы и правда тяготеют к какой-то свежей красоте. Да, можно сказать что это именно «красота», не популярная категория в современном искусстве. В любом случае, это что-то новое, гарантирующее новый опыт восприятия!

Конференция проходит уже второй год. Видите ли Вы изменения происходящие в арт-среде?

Когда мультисенсорные арт-объекты и инсталляции позволяют зрителю стать активным участником, взаимодействовать с произведением, когда искусство влияет с помощью различных сенсорных воздействий — это не может не изменить вектор искусства. Это создает ощущение личной причастности и эмоциональной вовлеченности зрителя, а художник предстает перед нами в роли режиссера, ведь он манипулирует ощущениями человека, может вызвать тот или иной телесный отклик. Это интересно и это интригует. А значит, что и авторы и зрители готовы к дальнейшим экспериментам.

Каким Вы видите результат конференции в дальнейшем, чего ждете от такой деятельности?

Я вижу как формируется сообщество вокруг этой темы. А применение технологий мультисенсорности широко настолько, насколько Вы готовы себе представить! И, конечно, это направление необходимо изучать, принимать работы в коллекции, воспитывать нового зрителя и помогать художникам в создании арт-проектов.

Я планирую создать Центр мультисенсорной культуры, который станет нашим общим домом, где мы сможем иметь прямой доступ к подобным работам, исследованиям, базе знаний, которая формируется в результате сотрудничества ученых, художников и инноваторов. Новому искусству — новая институция)

Какая тема может быть положена в основу третьей конференции и выставок, с ней связанных?

Нужно сначала осмыслить то, что получено на последней конференции. Сейчас мы занимаемся обобщением материала и созданием книги-сборника тезисов по итогам конференций 2023-2024 года. Думаю, что к тому моменту, как работа по созданию книги будет завершена, мы увидим тему новой конференции.

Елена Деми-дова

Медиахудожник, перформер, куратор исследовательского проекта «MEDIABODYMEDIA»,

Елена работает со словом и телом, изучает мультимодальность сенсорного восприятия, исследует возможности мультисенсорной коммуникации, аугментации человека.

Как художник разрабатывает интерактивные технологические скульптуры и объекты-компаньоны, а также работает в направлении медиаперформанса.

В разное время преподавала, вела лаборатории, интенсивы и воркшопы в ВШЭ, Московский ПОЛИТЕХ, МИП, Art&Science центр ИТМО, «Свободные мастерские» МОММА, в ЦСИ «ГАРАЖ» и в Еврейском музее толерантности и др. Участвовала с лекциями и докладами на фестивалях и форумах: Урбан Форум, Российская Креативная неделя, Гик Пикник, «Руками», Наука Фест, в проекте Яндекс Музея, и как модератор участвовала в дискуссиях на проектах: «Открытые инновации», «Киберток», Форум инноваций регионов и др.

Среди осуществленных авторских кураторских проектов: фестивали, лаборатории, арт-резиденции, форсайты в теме научного, технологического и медийного искусства, это всегда проекты визионерские, участвуя в которых и спикеры и слушатели погружаются в демократичную свободную для высказываний среду, позволяющую увидеть развитие будущего человека: “Фестиваль и лаборатория медиапоэзии” Открытая сцена, ММОМА, Москва 2013, “Медиапоэтические машины” резиденция, галерея-мастерская “Сколково”, Москва, 2013, “Транскрипция шума”специальный проект 6-й московской международной биеннале современного искусства, Дарвиновский музей, Москва, 2014, ПМЭФ, Санкт-Петербург, 2017, “Тактильный коммуникатор” проект сайнс-арт московский Политех, Москва, 2017-2019, “Свобода и нейротехнологии” Neuro_Science_Art международная конференция Центр нейроэкономики и когнитивных исследований ВШЭ 2021.

Публикации:

  • 2015 — “Медиапоэзия: как рассчитать технологию вдохновения, выстроить шум в математическом порядке, читать поэзию на ощупь и рифмовать цифры”. “Медиатека и мир” РГБ
  • 2020 — со-автор Ксения Федорова, “Qualia Formation through Sensory Substitution in Artistic Laboratories in Russia” Why Senstience? 26th International Symposium on Electronic Arts (ISEA), Montreal

mediabodymedia@gmail.com